Транспортировка нефтепродуктов железнодорожным транспортом

На сегодняшний день нефть и нефтепродукты являются неотъемлемой частью современного мира, жизнь без использования нефти уже становится невообразимой.

Большинство отраслей промышленности и практически весь транспорт находятся в прямой зависимости от этого природного ресурса, отрасль нефтедобычи развивается в течение последних нескольких десятилетий достаточно быстро и, как любая отрасль, нуждается в решении вопроса перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом.

Железнодорожный способ является одним из головных в случае транспортировки нефти и нефтепродуктов.

Причина использования железнодорожного транспорта

Перевозки нефтепродуктов железнодорожным транспортом уходят корнями в историю на 150 лет, немного раньше начались перевозки нефтепродуктов вообще. На выставочных стендах можно ознакомиться с историей ж/д перевозок нефтепродуктов более подробно.

Практически одновременное становление железной дороги и нефтедобывающей отрасли поспособствовало тому, что железнодорожная транспортировка стала одним из первых путей перевозки нефти.

Такие преимущества, как относительно высокая скорость транспортировки и способность доставлять груз вне зависимости от времени года, поспособствовали тому, что этот способ стал весьма популярным, несмотря на все же присутствующие некоторые трудности.

Транспортировочное техоборудование

Транспортирование железнодорожными составами происходит с использованием специальных вагонов, так называемых цистерн, выполненных из листов высококачественной стали, толщина которых составляет 8 мм и более. Такие вагоны должны отвечать требованиям электростатической и искробезопасности и, кроме того, иметь покрытие внутри из маслобензостойких и паростойких материалов.

В среднем грузоподъемность цистерн входит в интервал 50–120 тонн, а наиболее используемые из них вагоны на 50, 60 и 120 тонн. Загрузка (заливание) продукта осуществляется сверху с использованием наливных спецотверстий. Выгружают (сливают) продукт снизу, применяя сливные отверстия.

Помимо всего прочего на каждой емкости необходимо предусмотреть спецплощадку для осмотра, внешние и внутренние лестницы, сливные приборы должны быть также в числе технического оснащения. Таким образом обеспечивается безопасность транспортирования.

Особенности транспортировки нефтепродуктов железными дорогами

Так как продукты нефтяной промышленности в большинстве своем легковоспламенимы, транспортирование их определенно связано с риском.

Ввиду этого был разработан ряд спецзаконов по обеспечению сохранности перевозок. В него входят такие 4 пункта, как: упаковывание, маркирование, транспортирование и хранение.

Прежде чем быть заполненными, цистерны должны быть проверены на наличие грязи и в случае необходимости промыты горячей водой и тщательно высушены.

Каждая цистерна должна иметь сопроводительный документ с указанием в нем ранее провозимых в ней веществ. В случае отсутствия такового проводят анализ на месте.

Загрузку нефтепродуктов проводят с учетом их способности к расширению в случае роста температуры. Каждый такой вагон должен иметь знаки, определяющие продукт как опасный, а также на них следует проставлять специальную маркировку и манипуляционные знаки. Такие знаки должны обозначать класс опасности груза.

Плюсы и минусы транспортировки железнодорожными путями

Плюсы:

  1. Независимость от сезонов. Работа железной дороги не прекращается, несмотря на погодные условия, круглый год, что делает ее универсальной в этом смысле.

  2. Краткосрочность. Время доставки продукта железными дорогами значительно меньше, нежели морским или речным транспортом.

  3. Зона досягаемости. Ввиду покрытия железнодорожными путями большой территории способность транспортировки в отдаленные районы значительно увеличивается.

  4. Количество. Хотя в отношении объемов перевозимого продукта железнодорожный способ проигрывает танкерам и нефтепроводам, все же им возможно перевозить значительные объемы нефти.

Минусы:

  1. Высокая цена. Перевозка нефти товарными поездами более затратна, в отличие от других путей транспортировки.

  2. Потери. Потери нефти в работе с цистернами практически неминуемы, они могут произойти при заполнении или опустошении тары.

  3. Спецоборудование. Необходимость наличия специального оснащения для загрузки/выгрузки товара, очевидно, поднимает затраты на транспортировку ж/д составами.

  4. Прокладка новых дорог. Порой для поставки нефти в дальние районы необходимо строительство новых путей сообщения.

Кстати, на выставочных семинарах можно ознакомиться подробнее с правилами перевозки нефтепродуктов.

Больше о перевозках нефтепродуктов железнодорожным транспортом можно узнать на ежегодной выставке «Нефтегаз».

Автоматизированные системы управления и телемеханизация процессов бурения и добычи нефти и газа
Автоматизированные системы управления и телемеханизация процессов сбора и транспорта нефти и газа
Автоматизированные системы управления и телемеханизация процессов хранения и переработки нефти и газа